На защите прав потребителей: студенты РГППУ встретились с представителями МБУ «Центр правозащиты».
В преддверии Всемирного дня прав потребителей РГППУ посетили представители Муниципального бюджетного учреждения «Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей» (МБУ «Центр правозащиты»).
Встреча оставила глубокие впечатления. Директор центра Янина Голубева и главный юрисконсульт Олеся Согрина раскрыли основные аспекты деятельности организации, нацеленной на обеспечение устойчивого функционирования системы защиты прав потребителей в городе.
Они рассказали студентам об очень полезном для каждого гражданина законе «О защите прав потребителей». Закон о защите прав потребителя является одним из основных инструментов, обеспечивающих защиту интересов граждан в сфере потребления товаров и услуг. Этот закон призван обеспечить равные права и возможности для всех участников рынка, защитить потребителей от недобросовестных действий продавцов и производителей, а также обеспечить им доступ к необходимой информации о товарах и услугах.
В практике центра есть много поучительных историй о том, как нужно поступать при приобретении того или иного товара. Чаще всего люди сталкиваются с такой проблемой, как «непрочитанный» договор, вследствие чего происходит невыполнение обещанного. Например, покупатель и продавец договорились о доставке товара в один срок, а в договоре он иной. Поэтому потребитель оказывается в трудной ситуации, так как нужный ему товар либо задерживается, либо не приходит вообще.
Чаще всего потребители сейчас заказывают товары через онлайн-сервисы. Иногда товары приходят в ненадлежащем виде, размере, качестве. Представители центра объяснили гостям мероприятия, в каких случаях можно сделать возврат товара и средств, и как сделать это правильно. Также они отметили, что некоторые товары находятся в списке «невозвратных», однако если покупать их онлайн, то это ограничение снимается.
Чтобы у потребителей не возникало вопросов по поводу товаров, продавцы должны предоставлять полную и точную информацию о товаре, безопасную продукцию. Также заявленная продукция не должна отличаться от описания. Например, если товар не имеет четкого описания и нет возможности проверить его характеристики, то потребитель может сделать возврат или обмен.
Таким образом, потребитель имеет целый ряд прав: право платить по ценнику, не платить за навязанные услуги, покупать качественный и безопасный товар, получать полную и достоверную информацию, право на обмен товара, который не подошел, на возврат любого товара при заказе через интернет, на отказ от договора с возмещением расходов, на возмещение вреда и убытков, право на претензии, жалобы и защиту в суде.
Встреча была весьма просветительной и информативной. Одним из ключевых моментов стало осознание важности знания своих прав и умения их защищать.
«Во-первых, мы узнали, что у потребителей есть право на безопасность товаров и услуг: это означает, что производители и поставщики обязаны предоставлять продукцию и услуги безопасными для использования. Это помогло понять, как быть более внимательным при выборе товаров и услуг. Во-вторых, мы узнали о праве на информацию: потребители должны получать полную и достоверную информацию о продуктах и услугах перед их покупкой, — поделились студенты гр. УДЦ-204. — Это стимулирует быть более осведомленной и критичной при принятии решений о покупках. Янина Владимировна также поделилась информацией о механизмах защиты прав потребителей, включая жалобы и судебные процессы. Это научило меня, что в случае нарушения моих прав у меня есть возможность обратиться за помощью и защитой. Для нас эта встреча была интересной и с точки зрения документоведа: очень любопытно было узнать, как производится документооборот в подобных организациях».
После основного рассказа группа задала свои вопросы по ситуациям из жизни, которые представители учреждения с удовольствием разобрали. Также студентов РГППУ в Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей для прохождения практики.