24.11.2023

РГППУ поделился опытом на Всероссийском форуме о наставничестве

НЦ РАО РГППУ принял участие в работе Всероссийского форума «Наставничество в педагогике: исторический опыт, современное содержание и особенности развития».

В Москве прошел Всероссийский форум, посвященный наставничеству в педагогике. Форум объединил несколько научных событий. Среди них — Всероссийская научная конференция «Учить умеем».

НЦ РАО РГППУ в рамках конференции «Учить умеем» провел круглый стол «Доступность и качество педагогического образования в условиях цифровой трансформации». Партнером в организации круглого стола выступила кафедра педагогики и психологии Уральского государственного аграрного университета.

В работе круглого стола приняли участие специалисты из разных областей: педагогики, психологии, философии, исторических наук, языкознания, цифровых образовательных технологий и др. Были представлены ведущие вузы Урала: РГППУ, УрГАУ, УрГПУ, УрФУ, УГЛТУ, а также филиал МИФИ (г. Лесной).
Участники круглого стола отметили, что сегодня реализация принципа доступности зависит не только от педагога, но и от готовности обучающихся к работе с информацией, к целесообразной организации самостоятельной работы. Современное образование характеризуется активной трансформацией: цифровизация, мобильность, интерактивность, сетевое взаимодействие, открытость, социальная и практическая ориентированность. Это ведет к смене парадигм в педагогике. В связи с этим изменяются и критерии качества образования, и содержание принципа доступности.
В подготовке будущих педагогов в противовес преподнесению готовых истин возрастает потребность и открываются новые формы и возможности такой организации образовательного процесса — когда знания выращиваются, генерируются и прирастают в совместной деятельности. Принцип доступности образования понимается как доступность совместного интеллектуального капитала, формирующегося в инновационной деятельности и сетевом взаимодействии.

В связи с колоссальным ростом информационных возможностей общества также актуальной становится задача определения критериев качества образования, отделения подлинного образования от информационного шума, обращение к глубинным основаниям образованности человека, что для каждой страны связано с удержанием и сохранением традиционных духовно-нравственных ценностей в контексте идущих процессов глобализации.
Геймификация образования, активное развитии иммерсивных технологий в образовании, с одной стороны, расширяют возможности личного развития, освоения навыков и знаний, но, с другой стороны, могут существенно трансформировать систему социальных отношений и восприятие человеком реальности.

В ситуации широкого доступа к информации остро встают вопросы информационной безопасности и цифровой гигиены, которые сегодня решаются как на правовом, административном уровне (ограничение доступа к ресурсам, несущим угрозу развитию и жизни детей), так и требуют разработки педагогических средств формирования у учащихся принципов и методов цифровой гигиены. Принцип доступности не может трансформироваться в принцип вседоступности и вседозволенности. Встает вопрос о границах доступности и возникающих рисках.

Участники круглого стола высказали мнение, что в современном сложном и быстро меняющемся мире очень важно, кто стоит рядом с обучающимся, помогает ему «обрести крылья». Безусловно, это педагог — наставник. Особенно это важно для становления будущего педагога.
Новые аспекты доступности и качества образования выявляются в работе с иностранными студентами. Приток в страну иностранных студентов является прямой оценкой престижности и качества отечественного образования. В современных условиях возникают как новые возможности, так новые проблемы в обеспечении доступности обучения для иностранных студентов.

Доступность и качество образования не могут быть обеспечены без постоянного профессионального роста педагога, что предполагает создание для этого необходимых условий. Предметом обсуждения стала ситуация, в которой находится педагог: многочисленные противоречия и возникающие проблемы в педагогической деятельности (возрастающая перегруженность учебной нагрузкой, многочисленные риски, порождаемые бурным развитием цифровых технологий и отставанием в развитии дидактического их освоения, противоречие между растущими требованиями педагогам, возлагаемой на них ответственностью и неразвитостью новых форматов подготовки педагогов, невыстроенностью их экосистемной поддержки) и пути их разрешения.

В завершение работы модератор круглого стола, профессор Л.М. Андрюхина отметила, что реализация принципа доступности качественного образования становится сегодня условием и гарантией практического обеспечения конституционного права каждого на образование, это не только принцип дидактики, но принцип государственной образовательной политики.
Участники круглого стола выразили благодарность руководству и коллективу Уральского государственного аграрного университета за создание всех необходимых условий для работы.