С заботой о подрастающем поколении: в РГППУ прошел Региональный фестиваль практик психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ
В РГППУ состоялся Региональный фестиваль практик психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это мероприятие стало значимым событием для педагогов, психологов и студентов, интересующихся инклюзивным образованием и профессиональной поддержкой людей с особыми потребностями.
Фестиваль был организован в ответ на растущую потребность в обмене практическим опытом среди специалистов этой сферы, особенно среди педагогов-психологов средних профессиональных учебных заведений и вузов.
Своим опытом работы поделились как приглашенные спикеры — психологи и врачи, так и преподаватели РГППУ.
Фестиваль открыла доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии РГППУ Анжела Соколова, которая пожелала участникам продуктивной работы и пригласила студентов на мастер-классы.
Первой выступила Марина Лукичева, автор интегративного метода «Благородица». В своём докладе она представила уникальную методику, которая позволяет через телесные реакции выявить возраст и причины возникновения психологических проблем у пациентов и предложить эффективные решения.
Далее свой доклад представила Светлана Чешко, заместитель директора социально-профессионального техникума «Строитель», руководитель регионального центра развития движения «Абилимпикс». Она рассказала о том, какую подготовку должны пройти педагоги, готовящие студентов к участию в чемпионате для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для преподавателей и студентов нашего университета эта информация как никогда актуальна, так как обучающиеся вуза ежегодно участвуют в «Абилимпиксе» и занимают призовые места в самых различных компетенциях.
Чешко светлана
заместитель директора социально-профессионального техникума «Строитель», руководитель регионального центра развития движения «Абилимпикс»
«Я хотела бы немного рассказать о самом чемпионате «Абилимпикс». Это чемпионат профессионального мастерства для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Он появился в Японии в 1972 году, а затем стал международным. Россия присоединилась к этому движению в 2014 году. Чемпионат позволяет людям с ОВЗ интегрироваться в общество, принести пользу экономике страны и повысить свои профессиональные навыки. Чемпионаты РФ и региональные проводятся ежегодно, в копилке сборной Свердловской области уже 63 медали. Отмечу, что чемпионат — не из простых, и ребята решают сложные задания самостоятельно, поэтому вопрос готовности педагогов работать с категорией студентов с ОВЗ стоит очень остро».
В ходе доклада Светлана Чешко рассказала, что раньше подготовка студента к чемпионату ложилась на плечи педагога учреждения, в котором обучался студент. Сейчас же на помощь наставникам пришел региональный центр развития движения «Абилимпикс», специалисты которого разработали ряд методик, которые пригодятся как студентам, так и педагогам. Ими поделилась психолог и тьютор Юлия Гайнанова, которая отметила, что участие в таком соревновании — серьёзное испытание для студентов, и подготовительная работа должна начинаться задолго до самого чемпионата. Она предложила гостям фестиваля испытать на себе техники расслабления и мотивации, направленные на снятие стресса.
От теории — к практике. В аудиториях Технопарка педагогических компетенций РГППУ прошли сразу три мастер-класса.
Первый представила Наталья Церковникова, доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии РГППУ.
церковникова наталья
доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии РГППУ
«Мы предложили студентам сыграть в несколько настольных игр, одна из которых называется «Путь в будущее». С помощью игры студенты смогут развить коммуникативные навыки, научатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения. В игре нет победителей и проигравших, так как каждый получает свой опыт и делает свои выводы».
Второй мастер-класс назывался «Стоп аврал, или Умение управлять временем». Его организовала Марина Воробьева, доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии РГППУ. В нем приняли участие магистранты второго и третьего курсов направлений «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями» и «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования».
воробьева марина
доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии РГППУ
«Мастер-класс призван научить людей планировать свое время, уделяя внимание и работе, и отдыху, — поделилась Марина Анатольевна. — Помимо этого, мы хотим познакомить участников с технологиями управления временем и научить их определять хронофаги — так называемые «поглотители времени».
Отметим, что с 2017 года на кафедре РГППУ реализуется программа магистратуры, которая направлена на подготовку специалистов в области инклюзивного профессионального образования. Это уникальное направление формирует ключевые компетенции для работы с людьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что особенно актуально в условиях современного общества, где инклюзия становится одним из важных направлений в образовательной политике.
РГППУ активно внедряет инновационные подходы в подготовку будущих педагогов и психологов, ориентированных на работу в условиях инклюзивного образования. Выпускники этой программы не только обладают глубокими знаниями в области психолого-педагогической поддержки лиц с ОВЗ, но и способны эффективно внедрять современные образовательные технологии, обеспечивая равные возможности для всех учащихся.
Региональный фестиваль практик с одной стороны предоставляет студентам уникальную возможность познакомиться с реальной работой специалистов в области инклюзивного образования, а для преподавателей и психологов служит площадкой для обмена опытом и налаживания профессиональных связей. Такое взаимодействие между будущими и действующими специалистами способствует укреплению образовательного сообщества и развитию инклюзивных практик на всех уровнях.