21.05.2024

В РГППУ прошла 29-я Международная научно-практическая конференция «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании»

Участники конференции обсудили проблемы развития профессионального и профессионально-педагогического образования, вопросы качества образования, тенденции и перспективы развития человека в образовательном пространстве в современных социально-экономических и социально-педагогических условиях.

Приветственное слово спикерам и слушателям конференции сказал и.о. ректора РГППУ Валерий Дубицкий.

Дорогие коллеги! Сегодня мы будем обсуждать задачи, направленные на достижение технологического и экономического суверенитета нашей страны. РГППУ решает кадровую потребность системы профессионального образования, выстраивает систему эффективной подготовки высококвалифицированных кадров, развивает научно-исследовательскую деятельность вместе с ведущими университетами, научными организациями, промышленными предприятиями. Я горжусь тем, что нам удается это делать. Хочу выразить благодарность нашим партнерам: промышленным предприятиям, педагогическим университетам. РГППУ всегда готов к обмену идеями, проектами, стратегиями в сфере СПО и педагогического образования. Желаю всем нам продуктивной работы.

После этого Людмила Габышева, проректор по образовательной деятельности, представила доклад на тему «Стратегия развития образовательной деятельности РГППУ в контексте инновационных процессов в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании». Людмила Константиновна рассказала о том, что профессиональное образование сейчас находится в процессе преобразования: Указом Президента РФ дан старт реализации пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования. С 2025 года в системе ВО не будет бакалавриата, а магистратура претерпит существенные изменения.

Ведется разработка федеральных государственных образовательных стандартов, направленная на развитие отечественной системы образования. Наш вуз выступил в качестве разработчика проекта ФГОС по новому перечню «Профессиональное образование (по отраслям), — сообщила Людмила Габышева. — Ключевые приоритеты образовательной политики РГППУ: понимание компетенций как профессионального богатства специалистов; разработка консолидации педагогических технологий; формирование мягких компетенций, помогающих выпускникам в трудоустройстве; целевое взаимодействие с партнерами.

Сейчас в РГППУ продолжает формироваться модель открытого цифрового профессионально-педагогического университета, идет комплексное применение инструментов индивидуализации и персонализации образовательного процесса, обеспечение возможности получения студентами прикладных квалификаций на основе вариативности образовательных программ.

Важно повышать цифровую зрелость университета, создавать комплекс цифровых систем, разработать цифровой контент, который будет применяться в образовательных программах, модернизировать имеющуюся электронную информационную образовательную среду, — подчеркнула Людмила Габышева. — Проведенная оценка показала, что за 2023 год уровень цифровой зрелости РГППУ повысился. Сейчас в каждую образовательную программу университета внесен блок цифровых компетенций, есть кадровый блок, предполагающий повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, инфраструктурный блок, включающий цифровые платформы.

После этого к конференции подключился Владимир Блинов, член-корреспондент РАО, директор Научно-образовательного центра развития образования Дирекции научно-технологического и цифрового развития ВШГУ Президентской академии (Москва). Его доклад был на тему «Перспективы развития среднего профессионального образования в контексте стратегии социально-экономического развития страны».

Владимир Игоревич отметил, что в нынешней социально-экономической ситуации в России существует острая нехватка кадров в следующих сферах: обрабатывающее производство (800 тысяч человек), транспортировка и хранение (400 тысяч человек), здравоохранение и социальные услуги (285 тысяч человек), наука и IT (430 тысяч человек). Для того, чтобы вывести экономику и промышленность в России в суверенитет, необходима подготовка высококвалифицированных специалистов в отечественных вузах. Самыми критическими отраслями являются автомобильная промышленность, транспортное машиностроение, фармацевтика, судостроение и авиастроение.

Улучшить экономическую ситуацию в стране можно, изменив систему среднего профессионального образования, — подчеркнул Владимир Блинов. — Для этого можно повторить пример Республики Узбекистан, где введено обязательное профессиональное образование: школьники учатся 9 классов, а затем 4 года обучаются в профессиональном лицее или колледже. Также необходимо укрупнить федеральные государственные образовательные стандарты, ввести производственную практику в форме стажировки в 1 год с последующим трудоустройством; организовать профориентационные работы в школах, начиная с 6 класса.

После пленарного заседания в рамках конференции по инициативе НЦ РАО РГППУ была проведена панельная дискуссия на тему «Инновационный потенциал развития и новые форматы инженерного образования».

В дискуссии в качестве главных спикеров приняли участие Олег Ребрин (Уральская передовая инженерная школа, УрФУ), Игорь Некрасов, член-корр. РАН (Институт электрофизики УрО РАН), Ольга Котельникова (Региональный центр лазерных технологий), Сергей Анахов (РГППУ).

Были обозначены ключевые вызовы и проблемы развития инженерного образования. Это — острый дефицит инженерных кадров в стране, снижение уровня общего образования по математике и естественнонаучным предметам. Тревогу вызывает то, что современные школьники слабо владеют необходимыми для инженерных профессий навыками пространственного и системного мышления, демонстрируют недостаточный уровень общей культуры. В школах не хватает учителей физики, не на должном уровне идет обучение по такому предмету как технология. В школе не формируются трудовые навыки. Поэтому одним из главных направлений приложения общих усилий вузов, научных организаций, работодателей становится решение задач кадрового обеспечения школ, активизация работы по профессиональной ориентации. Была поддержана инициатива о введении обязательного профессионального обучения.

Вместе с тем перед страной сегодня стоит не только задача суверенизации экономики, но и выхода в лидеры технологического развития. Для этого делается немало. О.И. Ребрин поделился опытом внедрения новых форматов инженерного образования в Уральской передовой инженерной школе УрФУ, С.В. Анахов рассказал о практике и перспективах инженерно-педагогической подготовки в РГППУ. Вызвал интерес представленный опыт поддержки школьников, студентов и педагогов, от организаций-работодателей (Уралвагонзавод, Региональный центр лазерных технологий).

В завершение панельной дискуссии от О.И. Ребрина прозвучала резюмирующая фраза: «Успешность подготовки инженерных кадров определяется, прежде всего, уровнем взаимодействия с предприятиями-партнерами».

Далее конференция продолжилась в формате нескольких секций. Темы обсуждения:

  • разработка содержания профессионального и профессионально-педагогического образования в условиях реализации ФГОС и профессиональных стандартов.

  • Образовательные технологии, основанные на применении современных информационных и коммуникационных технологий.

  • Современные методы организации образовательных процессов и управления ими. Проблемы развития и совершенствования систем менеджмента качества Секция 4. Реалии и перспективы кадрового обеспечения системы профессионального образования.

  • Креативные индустрии и профессиональное образование: идеи, опыт, перспективы.

  • Корпоративное образование: традиции и инновации.

По итогам конференции будет издан сборник. Электронная версия сборника размещается в Научной электронной библиотеке (eLibrary.ru) и включается в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).